Работа по привлечению инвестиций в Чеченскую республику

Благодаря разработанным и принятым различным мерам поддержки предпринимательской деятельности и улучшению делового климата республика стала одним из самых динамично развивающихся
и инвестиционно привлекательным регионом в Северо-Кавказском федеральном округе.

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» результаты работы руководства Чеченской Республики и органов исполнительной власти Чеченской Республики по итогам 2021 года получили наивысшую оценку – 1 место.

В условиях неустойчивого роста экономики, сложившегося в Российской Федерации в целом, по основным показателям социально-экономического развития в Чеченской Республике в первом полугодии
2022 года наблюдается положительная динамика.

Так, важнейший показатель уровня развития экономики региона – валовой региональный продукт в 2020 году по данным Чеченстата составил 254,55 млрд руб. или 101,4% к уровню 2019 года (в 2019 году составил 241,64 млрд руб. или 104,5% к уровню 2018 года).

Справочно: Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами за январь-июнь 2022 года составил 74481,9 млн руб. или 117,0% к аналогичному периоду 2021 года. В республике добыто полезных ископаемых на 2031,8 млн руб. или 96,9% к январю-июню 2021 года. За отчетный период потребителям отгружено продукции обрабатывающих производств на 5961,4 млн руб. или 104,9 % к уровню января-июня 2021 года.

Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий республики составил 13 862,0 млн руб. (индекс производства продукции сельского хозяйства составил 99,1 %).

Объем выполненных работ по виду деятельности «Строительство» за отчетный период составил 33 866,2 млн руб. или 134,3% в сопоставимых ценах к уровню января-июня предыдущего года.

Оборот розничной торговли за отчетный период составил 106 278,8 млн руб. или 101,8% к аналогичному периоду 2021 года.

Всего населению республики оказано платных услуг в объеме 33640,5 млн руб. или 105,3 % к уровню января-июня 2021 года.

Общий объем инвестиции в основной капитал в I первом полугодии 2022 года составил 39 746,1 млн руб., индекс физического объема к аналогичному периоду 2021 года – 124,3%, в том числе внебюджетные инвестиции -- 30 737,7 млн руб. (индекс физического объема– 164,1%).

За последние 5 лет (2017-2021 гг.) в экономику республики привлечено инвестиций в основной капитал в объеме 379,3 млрд рублей, из которых 274,2 млрд рублей приходятся на внебюджетные инвестиции, которые составляют 72,3% от общего объема инвестиций.

В соответствии с распоряжением Правительства Чеченской Республики от 30 марта 2015 года № 70-р проводился мониторинг реализованных, реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов на территории республики.

В первом полугодии 2022 года на территории республики завершена реализация 98 инвестпроектов с общим объемом инвестиций – 5,65 млрд рублей и создано 836 рабочих мест. Наиболее крупный из реализованных инвестпроектов: создание объектов инновационного строительного технопарка «Казбек» (2-этап) (общий объем инвестиций – 2 182,88 млн рублей, создано 110 рабочих мест) и др.

По предварительным данным в первом полугодии 2022 года на стадии реализации находится 588 инвестпроектов с общей стоимостью 115,20 млрд рублей с созданием 10 761 рабочих мест. Наиболее крупные инвестпроекты: расширение производства действующего цементного завода в пос. Чири-Юрт, строительство новой линии с сухим способом производства клинкера. Второй этап (общий объем инвестиций – 14 200,0 млн рублей, планируется к созданию 120 рабочих мест), создание объектов инновационного строительного технопарка «Казбек» (3-этап) (общий объем инвестиций – 9 778,30 млн рублей, планируется к созданию 370 рабочих мест), Грозненский международный университет, г. Грозный, пр. Мухаммада Али (общий объем инвестиций – 3 000,0 млн рублей, планируется к созданию 800 рабочих мест), строительство многофункционального высотного комплекса «Башня Ахмат» г. Грозный (общий объем инвестиций – 66 000,00 млн рублей, планируется к созданию 4 000 рабочих мест), строительство многофункционального комплекса «Минутка» (общий объем инвестиций – 1 543,50 млн рублей, планируется к созданию 50 рабочих мест), ледовый дворец (общий объем инвестиций – 1 700,00 млн рублей, планируется к созданию 50 рабочих мест), строительство тепличного комплекса «Вайлат» (общий объем инвестиций – 2800,00 млн рублей, планируется к созданию 150 рабочих мест), строительство жилого микрорайона «Северный» в г. Урус-Мартан (общий объем инвестиций – 1 852,0 млн рублей, планируется к созданию 135 рабочих мест) и др.

Конкурентными преимуществами республики являются: выгодное транспортно-географическое и геополитическое положение, стабильная общественно-политическая ситуация; богатый природно-ресурсный потенциал; возможности развития конкурентоспособных производств, а именно: промышленность, агропромышленный комплекс, производство строительных материалов, туризм и сферы услуг.

Сформированная законодательная база Чеченской Республики защищает финансовые вложения и гарантирует соблюдение прав как российских, так и иностранных инвесторов, от неблагоприятных изменений законодательства и политических рисков, предусматривает ряд льгот и преференций в отношении проектов, реализуемых в приоритетных для региона отраслях в форме: снижения ставки налога на прибыль, снижения ставки налога на имущество, предоставления государственных гарантий Чеченской Республики, субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам на реализацию приоритетных инвестпроектов, предоставления инвестиционных площадок, предоставления поручительств.

Функционируют 11 бизнес-инкубаторов, 3 микрофинансовые организации, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, портал «Бизнес-навигатор МСП» и региональный центр «Мой бизнес», который объединил всю республиканскую инфраструктуру поддержки бизнеса на одной площадке: центр поддержки народно-художественных промыслов; инжиниринговый центр; центр инноваций социальной сферы; центр поддержки предпринимательства; центр поддержки экспорта.

В целях расширения доступа к финансовым ресурсам субъектов МСП созданы институты развития: негосударственный фонд содействию кредитования субъектов МСП ООО «Фонд имени Шейха Зайеда», НО «Специальный гарантийный фонд Чеченской Республики», АО «Корпорация развития Чеченской Республики», НУО «Гарантийный фонд Чеченской Республики», Региональный Фонд развития промышленности.

В республике создана инфраструктура для реализации инвестиционных проектов, а именно: индустриальный парк «Грозненский», основной специализацией которого является производство строительных материалов и агропромышленный парк «ЮгАгро, также запланировано строительство агропромышленных парков: «Курчалоевский» и «Алпатовский».

Проводится работа по расширению действующей с 2013 года особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ведучи», с включением в нее земельных участков, расположенных на территории Веденского муниципального района Чеченской Республики, прилегающих к озеру «Кезеной-Ам».

Одним из самых значительных достижений в развитии (создании) инфраструктуры для привлечения инвестиций в Чеченскую Республику выступает особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Грозный», общая площадь территории составляет 256 га, управляющей компанией ОЭЗ ППТ «Грозный» определено АО «Чеченнефтехимпром».

Основными целями создания ОЭЗ ППТ «Грозный» является привлечение инвестиций, оказание содействия в развитии промышленного производства, которое позволит распространить импульс экономического развития на смежные отрасли экономики Чеченской Республики и соседних регионов Северо-Кавказского федерального округа.

На ОЭЗ ППТ «Грозный» планируется развитие пищевой и фармакологической промышленности, промышленности строительных материалов и других обрабатывающих производств, логистической деятельности и предоставления услуг в области информационных технологий.

В рамках реализации 1-го этапа развития ОЭЗ ППТ «Грозный» с 2020 по 2022 гг. планируется строительство объектов инфраструктуры, необходимых для начала деятельности резидентов, предельный объем финансирования объектов в размере 1 879,322 млн рублей.

Управляющей компанией АО «Чеченнефтехимпром» в соответствии с с графиком проводится работа по строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ ППТ «Грозный» согласно Перечню планируемых к строительству объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ ППТ «Грозный» и прилегающей к ней территории.

В декабре 2022 года ожидается окончание строительства всех объектов инфраструктуры, запланированных в рамках реализации 1-го этапа развития ОЭЗ ППТ «Грозный».

Компаниям ООО «ТеплоЭнергоКомплекс» и ООО «Трубный Поток Переработка» присвоен статус резидентов ОЭЗ ППТ «Грозный» и заключены трехсторонние соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности на территории Чеченской Республики.

Резидентам особых экономических зон предоставляется широкая линейка налоговых льгот и преференций, а также подготовленная инвестиционная площадка.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Чеченской Республики организовываются деловые встречи, бизнес-миссии, конференции, презентации с участием иностранных предпринимателей и представителей различных негосударственных и государственных организаций и бизнес-структур. Проводится работа по расширению географии инвесторов через позиционирование региона и налаживание новых межрегиональных и международных связей.

В целях создания благоприятных условий ведения бизнеса в регионе, снижения административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности реализуются инициативы, разработанные с участием некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»: стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, лучшие практики Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

Реализация вышеуказанных инициатив Агентства позволила разработать и применить меры (лучшие практики регионов лидеров), направленные на поддержку и развитие предпринимательской деятельности на территории республики среди которых, можно выделить мероприятия, направленные на снижение административной нагрузки на организации, осуществляющие предпринимательскую и иные виды деятельности, в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора).

В Чеченской Республике приняты нормативные правовые акты направленные на регулирование контрольно-надзорной деятельности. При проведении мероприятий по контролю и профилактике нарушения обязательных требований в отношении предпринимателей применяется умеренная интенсивность проверок с использованием риск-ориентированного подхода.

Принятые меры позволили республике по итогам участия в Нацрейтинге 2021 года занять 13 место среди 85 субъектов Российской Федерации и 1 место среди субъектов СКФО. Интегральный индекс 2021 года составил 257,91 балла, что на 4,61 балла больше, чем Интегральный индекс 2020 года (253,3 балла).

В 2022 году опрос респондентов проводился по 67 показателям, из которых 26 показателей были новыми. В сравнении с 2020 годом в 2021 году были улучшены значения по 9 показателям.

Высокая оценка предпринимателями была дана по 24 показателям Нацрейтинга (группа А), в том числе: по эффективности подключения к газопроводу, к сетям водоснабжения и водоотведения; по времени постановки на кадастровый учет земельного участка; по количеству контрольно-надзорных мероприятий в год; по доли компаний столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий;по обеспечению мер государственной финансовой поддержки; по получению в аренду площадей, предоставляемых Чеченской Республикой субъектам МСП; по получению разрешений на ввод объекта в эксплуатацию; по получению в аренду земельных участков (с проведением торгов); по качеству предоставляемых телекоммуникационных услуг предпринимателям; по качеству дорожных сетей предпринимателям.

По показателям «Доля компаний столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий» и «Оценка качества телекоммуникационных услуг предпринимателям», согласно письму Агентства стратегических инициатив, Чеченская Республика является регионом лидером. Вследствие чего, паспорта по практикам «Регулирование контрольно-надзорной деятельности Чеченской Республики» и «Действуй как одна команда» в рамках Нацрейтинга размещены на крауд-платформе «Смартека», созданной в целях обмена лучшими практиками социально-экономического развития регионов.

Отрицательную динамику показали следующие показатели: среднее время получения разрешений на строительство - группа С (2020 год – B); оценка деятельности органов власти по выдаче разрешений на строительство - группа B (2020 год – А); оценка деятельности органов власти по лицензированию отдельных видов деятельности – группа С (2020 год – B); среднее время подключения к электросетям С (2020 год – B); среднее количество процедур при подключении к электросетям - группа D (2020 год – С); региональный Совет по улучшению инвестиционного климата – группа С (2020 – B); региональная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами – группа D (2020 год – С); доля дорог, соответствующих нормативным требованиям – группа D (2020 год – C); оценка объектов инвестиционной инфраструктуры предпринимателями» – группа В (2020 год – А); доля региональных налоговых льгот, предоставленных региональных субсидий и финансирования проектов из средств регионального инвестиционного фонда или корпорации развития от налоговых доходов региона (с учетом НДФЛ, без учета транспортного налога с физ. лиц и налога на имущество физ. лиц) – группа Е (2020 год – C); доля гарантий региональной гарантийной организации от налоговых доходов региона (с учетом НДФЛ, без учета транспортного налога с физ. лиц и налога на имущество физ. лиц) - группа Е (2020 год – D); доля выпускников в промышленном производстве, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи от общей численности занятых в этих секторах – группа D (2020 год – B); информационный Интернет-портал по вопросам поддержки и развития МСП – группа Е (2020 год – D); оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости – группа С (2020 год – В); доля государственных и муниципальных контрактов с субъектами малого бизнеса в общей стоимости государственных и муниципальных контрактов – группа D (2020 год – С).

По итогам участия в Нацрейтинге региональная команда Чеченской Республики определила для себя новые точки роста и для их достижения планируется организовать и провести стратегические сессии с участием экспертов Агентства с целью выработки плана мероприятий, направленного на улучшение позиции региона в Нацрейтинге.